Новости
/ Эволюция частного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы

Эволюция частного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы

08
июня
2018
Эволюция частного образования в Российской Федерации: состояние и перспективы

В рамках реализации проекта «Основные тенденции развития и реформирования российской системы образования» в Академии прошел очередной экспертный семинар из серии «Управление образовательными системами», который был посвящен тематике «Эволюция частного образования в Российской Федерации».

В ходе семинара эксперты затронули ряд вопросов. Они обсудили достижения и перспективы частного образования в России, государственную образовательную политику и частное образование, принципиальные отличия частного и государственного образования. Кроме того, для специалистов были важны вопросы трендов в современном частном образовании, российский и зарубежный опыт развития частного образования и роль частного образования в социальной политике государства.

Со вступительным словом выступил один из инициаторов экспертного семинара, руководитель проекта РОСВУЗ.РФ Амет Володарский. Он остановился на вопросах частного образования в Российской Федерации и своем видении механизмов решения существующих проблем. Отдельно эксперт обратил внимание на то, что вышедший в марте 2018 г. в рамках издательской деятельности Аналитического центра при Правительстве РФ бюллетень «Развитие негосударственных вузов в России» достаточно точно определяет сложившуюся ситуацию в рассматриваемой области. Бюллетень также помогает в выработке согласованной национальной политики в сфере частного образования.

Заместитель директора ЦЭНО Елена Полушкина представила презентацию «Перспективы спроса на услуги образования в регионах России: от дошкольного до среднего профессионального». Она была подготовлена заместителем директора ЦЭНО и сотрудниками Центра Сергеем Беляковым, Валерием Григорьевым и Ларисой Бедаревой по результатам проведенных ЦЭНО исследований в рассматриваемой области.

В своей презентации специалист рассмотрела тематику дошкольного образования, в том числе доступность дошкольного образования по регионам России. Материалы были подготовлены на основании статистических данных 2016 г. Для оценки конкретных ситуаций были выбраны Новгородская и Московская области. По уровню доступности дошкольного образования Новгородская область находится на 4 месте с показателем в 81,7%, а Московская – на 80 месте с показателем 63,9%. В материале проанализированы консолидированный бюджет регионов России на дошкольное образование в расчете на одного воспитанника и на одно место. Кроме того, рассмотрены параметры заработной платы и представлен анализ кадровой ситуации в сегменте дошкольного образования. По результатам анализа были оценены возможности развития частного образования в российских регионах.

Старший научный сотрудник ЦЭНО Алексей Демидов принял участие в проведении работ по развитию социального предпринимательства в Новгородской области. Эксперт выявил в рамках анализа проектов, представленных в Центр инновации социальной сферы региона, разработку, направленную на создание частных детских садов в строящихся микрорайонах Великого Новгорода на примере микрорайона Ивушки. Проблемы для микрорайона актуальны и реальны: всего 784 ребенка в возрасте от 8 месяцев до 7 лет стоят в очереди в детский сад. Из них 343 ребенка в возрасте от 8 месяцев до 3 лет стоят в очереди в учреждения ясельного уровня. Микрорайон новый, строящийся, однако детского сада нет, а в близлежащих детсадах мест также уже нет. 95% населения микрорайона – молодые семьи с детьми, где оба родителя трудоспособны. Указанные показатели дают основание предполагать, что с учетом растущего жилищного строительства, развития промышленности и сельского хозяйства, а также улучшения демографической ситуации за счет повышения рождаемости, практически во всех регионах страны ситуация с доступностью дошкольного образования будет только усугубляться.

Эксперты отметили, что представленная оценка доступности общего образования не представляет большого интереса для частного сектора. Это связано с тем, что рассматриваемый сектор образования практически на 100% занят государственной и муниципальными системами школьного образования. Поэтому исключения составляют элитные или узкоспециализированные частные образовательные организации.

В презентации представлен прогноз численности обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена. Предполагается, что предстоит устойчивый рост численности студентов до 3209,9 тыс. чел. к 2024 г., что по сравнению с 2016 г. составит рост на 58%.

Авторы презентации представили три варианта прогноза в рассматриваемом сегменте: Первый – стабилизация расходов на одного студента на достигнутом уровне 2016 г. В таком случае бюджет сможет обеспечивать обучение растущего числа студентов до 2023 г. Второй прогноз – стабилизация расходов в расчете на одного студента на уровне 2014 г. При такой ситуации дефицит финансирования возникнет начиная с 2017 г. и будет только расти. Третий вариант прогноза – рост расходов в расчете на одного студента на 2% в год от уровня 2016 г. Из прогноза следует, что бюджет может обеспечить обучение ожидаемой численности студентов до 2020 г., после чего будет нарастать дефицит финансирования. Таким образом, в системе СПО появляются возможности развития частного образования для удовлетворения быстрорастущего спроса на среднее профессиональное образование.

С презентацией «Структура финансирования по уровням образования» на экспертном семинаре выступила директор ЦЭНО Татьяна Клячко. Анализ был проведен на доступных материалах 2015 г. Структура средств дошкольных организаций при объеме внебюджетных средств 690 млн руб. разделена в процентном соотношении на средства населения в 13,4%, родительские средства в 12,9%, средства организаций в объеме 0,7%, при объеме бюджетных средств в 85,4%.

Структура средств частных общеобразовательных организаций при общем объеме средств в 25 201,7 млн руб. состоит из бюджетных средств в объеме 19,2%, средств населения в объеме 60,8% и средств организаций в объеме 17,6%.

Структура средств частных организаций СПО при общем объеме средств в 5 234,8 млн руб. представлена бюджетным объемом в 0,7%, средствами населения в объеме 62,2% и средствами организаций в объеме 36,1%.

Структура средств частных вузов при общем объеме в 50074,0 млн руб. представлена бюджетным объемом в 2,9%, средствами населения в объеме – 79,3% и средствами организаций в объеме 14,6%.

Согласно подготовленному в 2017 г. изданием East-West Digital News «Исследованию российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», общий объем рынка образования в России в прошлом году составлял 1,8 трлн руб. с долей частного бизнеса в 19,2% (351,7 млрд руб.). К 2021 г. эксперты ожидают роста рынка в целом до 2 трлн руб. Согласно их прогнозам, доля частного бизнеса сократится до 18,9%, хотя в абсолютном выражении этот сегмент ждет небольшой рост до 385,4 млрд руб.

Председатель Совета АНВУЗ России, ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов представил развернутую презентацию, в которой были проанализированы положительные стороны частного сектора высшего образования, проблемное поле и перспективы решения стоящих задач.

Ведущий советник Аналитического центра при Правительстве РФ Инна Каракчиева отметила в своем выступлении, что негосударственный сектор высшего образования успешно развивается во всем мире. Спикер подчеркнула, что примером тому могут служить не только известнейшие университеты, входящие в число лидеров мировых рейтингов, но и частные вузы, созданные сравнительно недавно в Китае, Японии, Сингапуре. На вопрос: «А что же у нас в стране?» – необходимо отметить, что на фоне отсутствия стратегии развития данного направления в вузовском образовании и неразвитости форм государственной поддержки частных вузов их число за последние пять лет снизилось более чем на четверть. Сформировавшийся в начале 2000-х гг. негативный бэкграунд негосударственных вузов – это и серьезный тормоз в развитии негосударственного сектора высшего образования, и свидетельство отсутствия системного подхода к его поддержке со стороны государства.

Эксперт Аналитического центра также отметила, что происходит сужение возможностей и доступности высшего образования, а также замедляется развитие рыночных механизмов управления высшим образованием. Это связано с низким уровнем осведомленности общества и бизнеса о значимости, достижениях и конкурентных преимуществах негосударственных вузов.

В заключении Инна Каракчиева заявила, что развитие негосударственного сектора высшего образования позволяет снизить затраты государственного бюджета на исследования, разработки и обучение, влияет на рост инвестиционной привлекательности всей сферы высшего образования. Необходимость выработки стратегии дальнейшего развития негосударственного сектора высшего образования ставит ряд задач не только перед ответственным федеральным органом исполнительной власти, но и перед самими частными вузами.

Амет Володарский по результатам мероприятия высказался о том, что всем заинтересованным сторонам предстоит работа и по продвижению наших согласованных позиций и по разработке «дорожной карты» в развитии частного сектора образования в России. Решение вышеперечисленных задач послужит доказательством наличия равных прав и возможностей для всех участников, занятых в сфере образования. Оно даст возможность на государственном уровне использовать накопленный за десятилетия профессиональный опыт частных образовательных организаций и послужит новым стимулом к дальнейшему совершенствованию и развитию образования в стране.

Руководитель РОСВУЗ.РФ отметил значимость проведенного семинара. Во-первых, потому, что руководители системы частного образования познакомились с Татьяной Клячко, ее командой, их позицией и видением стратегии развития образования с учетом экономических реалий и управленческих перспектив. А во-вторых, эксперты обменялись мнениями и уже приступили к совместным работам по изучению и анализу потребностей частного образования.

ЦЭНО сегодня продолжает уделять особое внимание тематике дошкольного образования в целом. В том числе в номере 1–2 журнала «Народное образование» за 2018 г. была опубликована статья Татьяны Клячко, Елены Семионовой и Галины Токаревой «Доступность качественного дошкольного образования в России».

Обсуждая итоги проведенного ранее экспертного семинара серии «Управление образовательными системами», руководитель ориентированного на развитие дошкольного образования Российского фонда развития образования «Сообщество» Анна Золотова предложила одной из тем будущих экспертных семинаров сделать обсуждение вопросов дошкольного образования. Исходя из изложенного ЦЭНО организует осенью проведение экспертного семинара по тематике дошкольного образования, где одной из тем станет проблематика развития частного сегмента.

Мероприятие организовано Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС под руководством директора Центра Татьяны Клячко.


Допонительные материалы:

А. Володарский «Актуальные вопросы развития частного образования в Российской Федерации»

С. Беляков, Е. Полушкина, В. Григорьев, Л. Бедарева «Перспективы спроса на услуги образования в регионах России: от дошкольного образования до среднего профессионального образования»

М. Белкова «5 инновационных диагностических частных детских садов»

Т. Клячко «Структура финансирования по уровням образования»

Презентация к выступлению В. Зернова


Дата:  08.06.2018

<<



Анонсы

Все анонсы
17 сентября 2018


Контакты

Схема проезда
Схема расположения корпусов
Приёмная директора



Телефон:+7 (495) 926-60-24


E-mail:mo@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
143402, г. Красногорск,
ул.Речная, д. 8, к. 1

Телефон:+7 (495) 926-60-24


E-mail:dementeva-ev@ranepa.ru
ВЫСШАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ



Телефон:
+7 (495) 926-37-28



E-mail:kolesnikova-sv@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
143402, г. Красногорск,
ул. Октябрьская, д. 4

Телефон:
+7 (495) 926-57-73



E-mail:hotel-mo@ranepa.ru
Карта сайта